По завершении всех служебных дел, мне все-таки удалось на полтора дня вырваться для просмотра главных достопримечательностей, находящихся в границах нынешнего мегаполиса Катманду. Но должен сказать, несмотря на то, что все главные буддийские монументы и архитектурные памятники здесь расположены компактно, в пределах получаса езды, и их действительно можно осмотреть за один-два дня, этого времени совсем недостаточно для того, чтобы понять и прочувствовать этот мир, основанный на совершенно иной культуре. К тому же первое столкновение с современным Катманду было для меня довольно шокирующим. Ожидая увидеть идиллические картины прекрасно сохранившейся средневековой культуры, восторженно тиражируемые в интернете, я неожиданно оказался в несколько иной реальности — в шумном, загазованном, грязном городе, застроенным неприглядными бетонными коробоками зданий, опутанных паутиной проводов.
Как я потом обнаружил, многие интернет-ресурсы пересказывали или прямо цитировали описание Катманду из давно написанной книги известного французского антрополога Мишеля Песселя "Tiger for Breakfast: the story of Boris of Katmandu" (русский перевод на сайте “Гималайский клуб”). Увы, современный Катманду так же мало похож на тихую неварскую столицу, которую увидел Пессель в 1963 году, как раскрашенный старец, пристающий к туристам на центральной площади Дурбар, на настоящего садху – отшельника, отрекшегося от всех материальных благ ради самопознания.
Не хотел бы как-то задеть чувства тех, кто восторженно пишет о непальской столице. Наверное, если пожить в этом городе подольше, можно ощутить ритм и понять устройство жизни этого города, научиться фильтровать все эти “некрасивости существования” и наблюдаемую повсюду вопиющую бедность. Я же был в Катманду набегом, и поэтому могу говорить только о первых личных впечатлениях, не претендуя на истину в последней инстанции. Хотя признаюсь, спустя неделю после возвращения и у меня все больше возникает желание когда-нибудь пожить здесь подольше, чтобы спокойно и неспеша исследовать этот такой непривычный, непонятный и непохожий на нашу стерильную Европу, мир.
И все же, повторю, современный Катманду трудно назвать аутентичным городом, настолько он испорчен быстрым и неуправляемым ростом. И хотя памятники древности разбросаны по городу буквально на каждом шагу, они теряются в современной застройке города, среди транспорта, торговых лавок, перманентных строек, стихийных свалок, — за исключением нескольких мест, где старая застройка сохранилась компактно, и где нет интенсивного движения, смога и пыли. Такими местами являются площади Дурбар (Королевские) в Катманду и Патане – столицах древних феодальных княжеств, где мне удалось побывать и поснимать в последний день перед отлетом.
Вот теперь сижу и думаю, что мне делать с заснятыми фотографиями. С одной стороны – хочется ими поделиться. С другой стороны, тяжело выразить свое мнение в сопроводительном рассказе, не окунувшись в этот мир, не прочувствовав его, не ощутив аналогий и взаимосвязей со своей жизнью и своим мировоззрением.
Поэтому я решил отступить от обычного формата моих записей и ограничиться информативной формой “фоторепортажа”. Местами, чтобы не нарушать сложившуюся традицию :), я буду цитировать книгу Мишеля Песселя, на которую я уже ссылался. В отношении уникальных памятников архитектуры площадей Патана и (в меньшей степени) Катманду, его описания все еще сохраняют свою актуальность.
***
Итак, долина Катманду отличается прежде всего своими храмами и особенно пагодами, украшенными уникальной резьбой по дереву. Коренная народность долины, невары, славились своими художественными талантами: резьбой по дереву, литьем и обработкой металлов, создавая утонченные произведения искусства. Их культура замкнуто развивалась в городах Изумрудной долины много сотен лет. Удивительно, что на такой совсем небольшой территории в средние века одновременно существовали три независимых неварских королевства с центрами в городах Кантипур (Катманду), Лалитпур и Бхактапур (сейчас все эти города находятся в черте нынешнего мегаполиса Катманду).
Мишель Пессель, посетивший Непал в 1963 году, писал: “Вскоре мне предстояло узнать, что в настоящее время вся долина изобилует шедеврами архитектурного и художественного творчества, начиная от прямоугольных кирпичных домиков крестьян и заканчивая самыми впечатляющими из двухтысячелетних пагод, чьи позолоченные кровли поднимаются над аккуратными рядами домиков.”
[Дворцовая площадь Патана]
Совсем недалеко от центра Катманду, за рекой Багмати, расположен древний город Патан — одно из самых старых поселений в долине, с хорошо сохранившейся средневековой застройкой. Старое название города, которое официально используется и в настоящее время, — Лалитпур, что в переводе с санскрита означает "Город Красоты".
[Колонна короля Йоганарендры Маллы. Над коленопреклоненной золотой фигурой короля раскрыла свой капюшон огромная кобра, символ мудрости. На голове у королевской кобры сидит маленькая птичка, приветствующая короля]
Мишель Писель: “Одним из чудес Непала является Патан, очень напоминающий столицу. До самого последнего времени этому городу удавалось избежать даже малейшего влияния западного образа жизни. Это город-мечта, в котором, как и в Венеции, нет ни единого сооружения, которое стояло бы не на месте”.
“Его узкие, мощенные кирпичом улицы отделяют кварталы домов из розового кирпича, оконные рамы которых украшены тончайшей резьбой с изображением драконов, богинь и других фигур. Даже помпезный Пекин не может похвастаться большей красотой. Но Патан совсем не отличается помпезностью и, в отличие от многих других городов, представляющих огромный интерес как памятники истории, это вовсе не мертвый город.”
[Колокол Таледжу]
Согласно легенде, две тысячи пятьсот лет тому назад Патан посетил Будда во время своего странствования в долине Катманду. Для того, чтобы добиться его расположения, король княжества покинул свой дворец и в течении многих дней работал, как простой кузнец, раздавая все заработанные деньги нищим. Будда, узнав об этом, навестил короля и посвятил его в свое учение, а вместе с ним благословил всех кузнецов Патана. С тех пор Патан славится своими изделиями из бронзы и бронзовыми изваяниями буддистских божеств.
[Нарасимха — полу-человек, полу-лев, аватара бога Вишну]
В индуистской религии, каждое божество имеет свое животное как средство передвижения – вахан. Изображение или памятник этому животному устанавливается перед храмом, посвященным его божеству. Например, перед храмом Вишну в Патане возвышается бронзовая скульптура мифического человека-птицы Гаруды.
[Крылатое божество Гаруда, вахан бога Вишну]
[Статуя Ханумана, бога Обезьян]
В XI веке в Патане был одним из самых населенных городов мира, здесь проживало около ста тысяч человек. В XVI—XVIII веках, во время правления неварской династии Малла, строительное искусство города достигает наивысшего расцвета.
Мишель Пессель: “Каждый дом, каждый храм, каждая святыня украшены тщательной резьбой по дереву с изображением богов и богинь или животных, как реальных, так и фантастических. Резные работы по темному дереву выделяются на фоне бледно-розовых кирпичей.”
В Патане, как и в Катманду, “Каждая дверная ручка, окно, замóк, деталь … является произведением искусства, как и сотни тысяч каменных Будд, индуистских богов и святынь с фаллическими узорами, которые изобилуют у дорог, а подчас и в центре дороги, у каждого колодца и моста, запечатлены в каждом доме и десятками встречаются во дворцах и на прилегающих к ним территориях.”
“Такое изобилие произведений искусства служит напоминанием о том, что большая часть медных и серебряных предметов материальной культуры Тибета, а также крупных скульптур осталась от ньюаров, живших большими землячествами в Лхасе и многих городах древнего Китая и даже Индии.
Через посредство буддизма непальская архитектура оказала влияние на Китай, Индокитай, Японию и Бирму. Помимо этого, в Азии нет ни одной страны, которая не ощутила влияния Непала и в других областях искусства.”
В середине XVIII века Притхви Нараян Шах, правитель княжества Горкхи, располагавшегося к западу от долины Катманду, в долине реки Гандак, завоевал и объединил все княжества в долине, положив начало государству Непал. Его воины отличались силой и смелостью, и даже значительно позже легендарные “гуркхи” охотно принимались на военную службу англичанами. Их традиционное оружие — кривые ножи «кукури», теперь являются популярным сувениром, продаваемым всюду в лавках и на раскладках Патана и Катманду.
После того, как столицей нового королевства Непал был выбран Катманду, Патан утратил свое значение и постепенно приходил в упадок, хотя по-прежнему оставался центром ремесел и искусства Непала.
Мишель Пессель: “Туристу совсем не надо, закрыв глаза, представлять себе, каким Патан был четыре столетия назад, ибо с тех пор ничегошеньки не изменилось. В каждой маленькой мастерской ремесленники продолжают свой вековой труд, и здесь можно увидеть золотых дел мастеров с миниатюрными наковальнями и молоточками, литейщиков колоколов с допотопными плавильными печами и любое кустарное дело, которое только можно себе представить. А в мансардах работают мастера, посвящающие жизнь оправке драгоценных камней в тонкие изделия кузнецов, работающих по меди.”
[Каменные львы при входе в Кришна-мандир]
Патан – действительно уникальное место. После мучительной получасовой дороги из Катманду, стояния в потоке транспорта, заглатывания пыли и выхлопов, здесь оказываешься как будто в другом мире, отделенном от шумной современной столицы дистанцией в несколько веков. Среди храмов можно бродить спокойно, на площади нет особого наплыва туристов, но зато среди храмов и памятников носится местная детвора, карабкаясь по древним изваяниям животных и божеств.
[Фигуры слонов, защитников святилища, перед храмом рам Вишванатх (Шивы)]
Не знаю почему, но самое любимое место фотографирования туристов – это изображение бхайра́вы — воинственного облика бога Шивы у входа на площадь.
И конечно же, популярностью пользуется вездесущий бог Ганеша – сын Шивы и Парвати. Он восседает на своем вахане — крысе. Согласно одной из легенд, когда-то крыса была демоном, но Ганеша покорил его, символично обуздав олицетворяемую им суетность, эгоистичность и дерзость. Индуисты обращаются к Ганеше в начале любого начинания, с просьбой устранить препятствия в его осуществлении.
[Генеша — бог мудрости, покровитель всех начинаний]
Во древние времена, когда княжества долины соперничали между собой в искусствах и строительстве, каждая из столиц имела богато украшенную храмами центральную площадь. Площадь Дурбар в Катманду, а в действительности — несколько смежных площадей рядом с бывшим королевским дворцом, — место более людное и менее впечатляющее, чем одноименная площадь Патана.
Каменный лев, охраняющий вход в храм Шива Парвати на площади Дурбар в Катманду]
Украшенный деревянной резьбой храм Шива Парвати, построенный Бахадур Шахом, сыном завоевателя Притхви Нараян Шаха в конце XVIII в, привлекает внимание фигурами Шивы и его супруги Парвати, выглядывающими из окна храма.
Не знаю, то ли я пресытился за этот день созерцанием деревянной резьбы древних храмов, то ли это действительно так, но деревянные украшения балконов на площади Катманду показались мне явным перебором, кризисом жанра, давящие своей излишней массивностью многочисленных резных деталей балок и решеток.
Дабы не переборщить, на этом я закончу осмотр деревянных деталей архитектуры непальской столицы. Всех, желающих узнать о Катманду больше, рекомендую обратиться к ресурсам, ссылки на которые я привожу ниже.
Рассказы о Патане и Катманду
Непал: Когда боги не у дел
Непал: Когда форма переходит в содержание
Красивый город Патан
Храмы-Пагоды Катманду
Информативные ресурсы по теме
Катманду. Сайт Бхаратия.ру — паломничество и путешествие по Непалу
Патан. Сайт Бхаратия.ру — паломничество и путешествие по Непалу
Катманду – столица Непала. Обзор с сайта “Индия по-русски. Живой Путеводитель”
Patan Durbar Square. 3D просмотр площади Дурбар в Патане
Катманду – виртуальный тур. 3D просмотр площади Дурбар в Катманду
Все рассказы о Непале
Древние буддийские ступы Катманду
Архитектурные памятники Катманду и Патана
Непал, Катманду, отель “Yak and Yeti”
Очень красивые фото. а почему тебя никогда нет?
я с другой стороны кадра 🙂
Наверно, все это можно охарактеризовать фразой «блеск и нищета», как и многие другие азиатские страны. Прекрасная и необычная для нашего глаза архитектура, экзотика и низкий уровень жизни. Вот это последнее к сожалению отталкивает меня от посещения азиатских стран. Но фотографии мотреть интересно.
Увы, особого блеска там нет. Все — в прошлом. Хотя, кто знает, может в том XV веке контраст был еще больший
поражен! совершенно другой мир! спасибо! 🙂
Спасибо!!!
Пожалуйста, заглядывайте
Главное Вы дома!
И
Мне понравилась фотография, где подростки развалились на улице с собаками….Истинное счастье: шёл, устал, прилёг:)…….