[Часть 1. От Штеховиц к поселению Зтраценка. История туризма на Влтаве. Тремпское движение]
Я уже писал о красивейших природных образованиях, влтавских меандрах, – причудливых изгибах русла реки, протекающей в скалистом каньоне южнее Праги, за Слапской плотиной. Сегодня же мы прогуляемся по берегу Влтавы чуть севернее, ближе к чешской столице, у бывших Святоянских стремнин (Svatojánské proudy) или как их еще часто называют – Святоянских порогов.
В южных пригородах Праги и ее близких окрестностях берега Влтавы обустроены: вдоль реки проложены велосипедные и пешеходные дорожки, одно-двухрядной полосой тянутся частные дома и дачные сарайчики, между которыми кое-где проглядывают богатые модернистские виллы времен Первой республики. У воды выстроены небольшие лодочные пристани, рядом находятся рестораны и трактиры для многочисленных туристов, регулярно наведывающихся в эти места в теплый сезон. Чуть выше по склонам правого берега еще в конце XIX столетия была проведена одноколейная железная дорога, повторяющая изгибами своего полотна контуры русла реки. Железнодорожная колея то и дело ныряет в короткие туннели, которые прорезают сложные участки берега, где выступающие наплывы холмов круто нависают над водой.
У слияния вод Влтавы и Сазавы, железная дорога уходит на восток, в сторону Бенешова, на Тынец над Сазавой, Черчаны, а чуть южнее, выше по течению, находится Штеховицкая плотина, за которой начинаются менее обжитые берега реки, куда мы и совершим вылазку в этот раз.
Еще полтора столетия назад эти берега Влтавы были доступны только по воде. В середине XVI века, с приходом Габсбургов на чешский престол, началась активная торговля между землями монархии. Из Австрии в центральную Чехию отправляли соль, для этого ее повозками доставляли в Чешские Будейовице, а затем лодках и плотах сплавляли до Праги по течению реки. Для транспортировки использовалась древесина из Шумавских лесов. Из бревен вязались плоты длиной до 180 метров, на которые грузили деревянные бочки с солью, мешки с пшеницей, строительный камень и другие товары.
Нужно сказать, что до середины прошлого столетия, до строительства каскада Влтавских плотин, река текла здесь в глубокой долине, на 20-50 метров ниже нынешнего уровня, менее полноводным, но быстрым потоком. В местах, где берега сужались, речные воды с ревом проносились мимо выступающих острых скал, омывая каменные острова и одиночные утесы, скатывались с порогов, кружились в водоворотах на стремнинах, особенно сильных там, где русло меняло свое направление. Сплав по реке был очень сложным и рискованным занятием, требующим выдержки и опыта.
Во время правления императора Фердинанда I русло Влтавы было частично оправлено: в особо опасных местах раздробили и обрушили скалы, расчистили русло от выступающих камней, устроили запруды для затопления порогов. Вдоль всего русла на дне каньона была проложена тропа, по которой конской тягой буксировались пустые лодки обратно против течения реки.
Но по-прежнему крайне сложным оставался участок сплава на подходе к Праге, возле Слап, где река текла в узком месте, лавируя между каменными выступами.
В 1640 году император Фердинанд III выделил средства на расширение русла Влтавы у каменного массива, называемого Седло. Здесь находились самые коварные Верхние пороги реки, у которых трагически закончили свой сплав десятки речников. На этом участке выступающие скалы почти наполовину перекрывали русло, создавая серьезное препятствие на водном пути.
Работы были выполнены за 3 года и, в ознаменование их завершения и во славу императора, на остатке разрушенной скалы была установлена памятная Фердинандова и “соляная” колонна (Ferdinandův sloup). В 1722 году недалеко от нее была поставлена скульптура Святого Яна Непомуцкого, покровителя речников, и с того времени этот участок на реке стали называть Святоянскими стремнинами.
[Фердинандова колонна. Фото с сайта Святоянские стремнины на старых открытках]
Святоянские стремнины после расчистки русла Влтавы уже не были так опасны для сплава, как раньше, но сохранили свою исходную ауру места таинственного, сулящего неожиданные и опасные приключения. Рассказы речников об их красотах притягивали сюда одиночных искателей приключений еще задолго до возникновения широкого туристского движения. В центре густонаселенной Чехии уже тогда было сложно найти уголки, где природа бы сохранилась в своем почти первозданном виде. Поэтому понятно, что труднодоступные и нехоженые берега Влтавы, находящиеся в относительной близости от столицы, так манили своих исследователей.
Места эти стали частью национального культурного достояния после создания композитором Бедржихом Сметаной в 1875 году знаменитой симфонической поэмы “Влтава” – своего рода гимна чешского возрождения, в одном из музыкальных фрагментов которой мощными аккордами всего оркестра передается быстрое течение реки у Святоянских стремнин. Это еще более усилило их притягательность для туристов.
26 августа 1865 года между Прагой и Штеховицами (Stěchovice) было установлено регулярное пароходное сообщение, и началось настоящее паломничество в эти места. Популярный пражский журнал Květy писал в 1868 году: “Два года назад Святоянские стремнины были еще мало кому известны. Кроме плотников и гончаров, привозящих свои товары в Прагу, мало кто мог о них что-нибудь поведать. Но за эти два года пражане так прониклись очарованием этих мест, что если бы не низкая вода во Влтаве, которая держит пароходы словно в плену, кажется, что все пражане туда бы просто переселились”
Ничем непримечательное небольшое селение за южной границей Праги – Штеховице (Štěchovice), выросшее на месте лагеря золотодобытчиков, разом превратилось в модную туристическую дестинацию. Здесь открылись многочисленные трактиры, пансионы и гостиницы, состоятельные пражане покупали и строили себе в поселке загородные дома. Местные жители переквалифицировались в проводников, отельеров и перевозчиков-лодочников для прибывающих гостей.
В 1911-13 годах в Штеховицах был выстроен очень необычный по своему архитектурному оформлению сецессионный костел Святого Яна Непомуцкого, являющийся и сегодня главной доминантой поселка.
К началу прошлого столетия, туризм в эти места был уже четко организован. Туристы отплывали из Праги в 7 утра первым пароходом , в 11 часов они прибывали в Штеховице и к двум часам дня сходились у местного трактира, откуда оправлялись за проводниками по лесным тропам кратчайшим путем к статуе Святого Яна Непомуцкого у Влтавы. В дороге останавливались на отдых, где предприимчивые торговцы предлагали им продукты – хлеб с сыром, молоко, и даже разливали пиво. Через полтора часа пешего пути, достигнув Влтавы, туристы загружались в большие прогулочные лодки, называемые “биографы”, которые были рассчитаны на 50-170 человек, и спускались назад по течению Влтавы, развлекаемые веселыми историями и неумеренно преувеличенными описаниями опасностей плавания в этих водах. Менее чем за час они доплывали в Штеховице, где их ожидал вечерний шестичасовой пароход в Прагу.
[Туристская лодка у Святоянских стремнин. Фото с сайта Старая Влтава]
Этот “маршрут выходного дня” стал настолько популярным, что в 1905 году был издан подробный туристический путеводитель “С Праги до Штеховиц и Святоянские стремнины”, который пользовался огромной популярностью и затем неоднократно переиздавался. До сих пор в букинистах можно встретить старые издания этой тонкой книжицы с черно-белыми фотографиями, описаниями истории поселков, расположенных на реке, и расписанием отправления пароходов от пристани на Пражском Смихове.
В том же 1888 году туристское движение в Чехии оформилось в новую организацию — Клуб чешских туристов, а 11 мая 1889 на левом берегу Влтавы была открыта туристская трасса (“красная тропа”), ведущая со Штеховиц к Святоянскими стремнинами самым коротким путем через леса. Это была самая первая трасса, размеченная клубом туристов.
[Указатель первой туристской трассы, размеченной Клубом чешских туристов]
В начале прошлого столетия берега Влтавы стали особенно популярным местом отдыха среди молодежи – сюда ездили школьники с учителями, группы пражской спортивной организации Сокол, а после 1914 года – и чешские скауты. Разбивали лагеря, жили в палатках, готовили еду на кострах, учились выживать и ориентироваться в природе. Реку бороздили каноэ и парусные лодки, появлялись и первые хаусботы.
Помимо организованного, развивался и “дикий” туризм, который особенно распространился в Чехии с окончанием Первой мировой войны. Демобилизованные с войны молодые люди тяжело привыкали к обыденности спокойного, мирного существования и предпринимали вылазки на природу, чтобы хотя бы ненадолго переключиться на преодоление сложностей походной жизни, повстречать новых товарищей и единомышленников.
Потом пришло время романтики, когда молодежь зачитывалась приключенческими романами Карла Мая, Брета Гарта, Джека Лондона. Вдохновленные героями этих книг, юноши и девушки отправлялись на природу, чтобы бросить вызов трудностям, испытать себя, насладится общением с природой, получить свежие впечатления.
Летом 1919 года в кинотеатрах Чехословакии демонстрировали первые, тогда еще немые, сериалы из жизни Дикого Запада, которые дали новый мощный импульс чешскому неформальному туризму, навсегда связав его с романтикой американских вестернов: у костров лесных лагерей над рекой обычные рабочие и студенты превращались в крутых ковбоев и отважных искателей приключений, путешествующих по нехоженым тропам, пусть и на самом деле находящихся всего в нескольких десятках километров от большого города.
Впрочем, искателями приключений они становились лишь на один выходной день, отправляясь из Праги на природу в конце рабочей недели – в субботу после обеда, а в остальные будние дни вынуждены были тяжелым трудом зарабатывать себе на хлеб в нелегкое кризисное время.
Так возникло неформальное движение, ставшее уникальным чешским феноменом – так называемый тремпинг. Тремп (от англ. tramp, читается как “трэмп”) – это человек, бесцельно путешествующий пешком, живущий под открытым небом. Считается, что это слово было взято из книги Джека Лондона “Дорога” (“The Road”), в которой рассказывалось о скитаниях одного такого неприкаянного бродяги.
В отличие от членов других организованных движений, тремпы не признавали дисциплины и подчинения, самостоятельно планировали свои поездки, сами выбирали товарищей и жили на природе по своим правилам. После возникновения в 1914 году и широкого развития чешского скаутского движения, ряды тремпов стали пополнять бывшие скауты, которым претила строгая полувоенная дисциплина этой организации, поэтому до 30-х годов всех самостоятельных туристов, отправляющихся в пешие походы и ночующих под открытым небом, называли “дикими скаутами”.
Тремпинг быстро охватил красивейший край, раскинувшийся в треугольнике между руслами Великой и Золотой рек, как тогда называли Влтаву и Сазаву, а затем в 30-е годы стал настоящим массовым трендом по всей Чехословакии. Сотни тысяч людей в конце рабочей недели выбирались из городов любым доступным транспортом, часто преодолевая пешком десятки километров, чтобы хотя бы ненадолго почувствовать себя свободными от тесноты города, пообщаться с друзьями, проникнуться романтикой дикой жизни на природе. Ни одна формальная организация не смогла привлечь в свои ряды столько сторонников, как тремпинг.
В 20-е годы на месте первых палаточных лагерей тремпы начали строить сперва временные лачуги, а потом и более основательные дощатые домики и бревенчатые срубы – “хаты”. Материалы для строительства искали повсюду. Например, в Праге обнаружилась фирма, импортировавшая американские автомобили в прочных дощатых контейнерах, которые тут же были куплены и приспособлены тремпами под “комфортабельное” жилье.
Стройматериалы доставляли лодками с Праги, а потом вручную или при помощи лебедок втаскивали на крутой берег и монтировали на фундаменте, сложенном из камней. К комфорту не стремились, была бы крыша над головой. В то время ходила такая шутка: “Мы, тремпы, живем в доме таком низком, что можем есть только тонкие картофельные деруны, и то при этом приходится стоять снаружи”.
[Тремпы в поселении Юкон на Влтаве. Фото с сайта Country Expres]
Так на берегах Влтавы у Святоянских стремнин возникли первые тремпские поселения, которые представляли собой иногда всего лишь несколько неказистых домиков, но тем не менее, носили гордые названия, позаимствованные из американских вестернов и приключенческих романов.
[Карта поселений на Влтаве. Рисунок из книги “Между Влтавой и Сазавой”]
Весенние ледоходы и периодические наводнения на реке часто затапливали и смывали домики, расположенные низко над уровнем реки. В то время Влтава часто замерзала зимой и весенний ледоход гнал ледяные нагромождения, которые крушили все на своем пути. Особенно сильный паводок был в 1929 году, когда после необычайно суровой зимы на Влтаве образовался ледовый затор, вода поднялась на 6 метров, а затем обрушилась на берега, снесла большинство хат, затопила и разрушила много домов в Штеховицах.
Чтобы уберечься от паводков, поселения постепенно перемещались выше по склону. Кроме того, в 30-е годы уже были известны планы строительства Штеховицкой плотины, поэтому новые хаты и бревенчатые срубы предусмотрительно старались строить выше планируемого уровня затопления.
Несмотря на дикую застройку, эти деревянные домики не нарушали своим видом природную гармонию. Часто они имели открытую веранду, где можно было вечером при свете керосиновой лампы посидеть с друзьями, на ней ночевали, если внутри дома всем не хватало места. Двери не замыкались, и если хозяев не было, любой путник мог укрыться в доме от дождя или остановиться на ночлег.
Некоторые дома представляли собой настоящие форпосты, взгромоздившиеся на верхушках скал над пропастью, взбираться к ним приходилось по крутым склонам или каменным ступеням, а весь дворик представлял собой маленький пятачок всего в несколько квадратных метров, но зато его обитатели могли весь день любоваться на освещаемый солнцем противоположный берег Влтавы, обозревать все подступы к своей “крепости” и не бояться никакой водной стихии.
Некоторые из этих, выстроенных почти сто лет назад, поселений сохранились до нашего времени. “Зеленая” туристская тропа, петляющая по холмам и ложбинам вдоль Влтавы, то и дело проходит прямо посреди такого поселения, состоящего всего из пары деревянных домиков, где проводят лето потомки и последователи первых тремпов.
Самое первое поселение на Влтаве возникло на ближней границе последних речных порогов еще перед Первой мировой войной, на месте старых речных кемпов. В 1918 году оно получило название “Потерянная надежда”, по-чешски Ztracená naděje или кратко – Ztracenka. Это имя было позаимствовано у американского кинобоевика “Ущелье утраченной надежды” (The Valey of Lost Hope).
Зтраценка стала легендарным символом тремпского движения в Чехии, примером для организации всех подобных поселений. Здесь возникло оригинальное направление самодеятельной песни – тремпская песня, приставляющее собой колоритную смесь чешских народных и заимствованных мелодий, американской фолк и кантри музыки, под которую поселенцы писали свои слова.
[Фрагмент телефильма “Тремпское движение в воспоминаниях”, 1990 г.]
Зтраценку прославили множество самодеятельных авторов, самым известным из которых был Ярка Моттл (Jarka Mottl), ездивший сюда 61 год и написавший тексты сотен песен, которые пели во всех тремпских лагерях и поселениях. Одна из самых знаменитых его песен так и называется “Зтраценка поет”.
Активным приверженцем тремпского движения был замечательного чешский художник Зденек Буриан, иллюстратор книг Жуля Верна, Карла Мая, Джека Лондона и других классиков приключенческой литературы. Как раз на 20-30-е годы прошлого столетия приходится период его творчества, инспирированный романтикой морских путешествий, открытия новых земель, освоения просторов Дикого Запада. Виртуозные иллюстрации Зденека Буриана оживляли персонажей многих замечательных книг – благородных ковбоев, гордых индейцев, коварных бандитов, пробуждали у молодых читателей мечты о путешествиях в дальние страны, стремление быть похожим на сильных и смелых героев любимых книг.
[Обложка Зденека Буриана к книге “Поселение молодых мечтаний”]
Вестерн, романтика Дикого Запада определили неписаный кодекс поведения тремпов, которые в первую очередь ценили товарищество и взаимовыручку, бережно относились к природе. Отразились они и на правилах общежития и моде: каждое поселение имело своего избираемого распорядителя – шерифа, поселенцы щеголяли в ковбойских шляпах, девушки – в котелках, одевались под ковбойский фасон, перекраивая купленную на дешевых распродажах военную форму, носили походные сумки и рюкзаки из армейской амуниции.
[Иллюстрация Зденека Буриана к книге Карла Мая “Сын Охотника на Медведей”]
В то время вдоль русла Влтавы во многих местах тянулись широкие песчаные пляжи и заросшие травой луки, на которых тремпы играли в волейбол и футбол, устраивали турниры по бегу, устраивали соревнования между поселениями. Многие известные чешские спортсмены, победители мировых чемпионатов и олимпийских игр, начинали заниматься спортом в тремпских поселениях.
Отдельно выделялись “водные тремпы”, которые состязались в гребле на каноэ, причем немалой физической подготовки требовал и обратный путь против течения реки, когда лодку приходилось десятки километров тащить на себе посуху. Соревнования на воде проводили и зимой, если река не замерзала.
Водные тремпы позаимствовали у моряков множество названий и обычаев. Например, они возродили старое морское приветствие “Ахой!” (чешск. Ahoj, от англ. Ahoy): “А-хоой!”, – протяжно кричали лодочники, издали приветствуя друг друга, так, что от скалистых склонов отзывалось эхо. Это слово закрепилось и сейчас повсеместно используется как универсальное приветствие в современном чешском языке.
[В поселении Зтраценка, 1925 год. Фото из книги “Между Влтавой и Сазавой”]
Тремпинг – это отдельный и большой пласт чешской молодежной культуры начала и середины прошлого столетия, о котором можно рассказывать долго.
C окончанием войны люди стремились к простым мирным радостям, национальная независимость принесла ощущение новых возможностей, пали многие социальные условности и предрассудки. Увлечение романтикой совпало со знакомством с американской вестерн-культурой с ее притягательной героикой сильных одиночек, что подтолкнуло молодых людей к открытию последних нехоженых уголков природы. Все это и породило уникальное явление — тремпинг, ставший стилем и смыслом жизни для нескольких поколений людей в те достаточно нелегкие годы.
* * *
Берега, где возник и развивался тремпинг, навсегда погребли воды Влтавы, разлившиеся после строительства в 1943 году Штеховицкой, а затем в 1954 году – Слапской плотин. Не имеющая пропускных шлюзов Слапская плотина стала непреодолимой преградой там, где еще сто лет назад проплывали прогулочные лодки – “биографы”, знакомя туристов с красотами Святоянских стремнин. В 400-х метрах от края плотины, у изгиба русла реки, в самом глубоком месте, под шестьюдесятью метрами воды остался фрагмент скалы Седло, на которой раньше стояла Фердинандова колонна, обозначавшая начало опасностей, поджидавших речников впереди на их водном пути к Праге. И даже там, где уровень воды в реке практически не поднялся – с северной стороны плотины, вид расчищенного и спрямленного русла реки изменился до неузнаваемости.
[Скульптура Яна Непомуцкого у Слапской плотины, 1956 год, Открытка с сайта Святоянские стремнины на старых открытках]
Увидеть, как выглядит в наше время река на всем участке между двумя плотинами – Штеховицкой и Слапской, мы сегодня, кажется, уже не успеем. Засмотревшись на речные пейзажи и увлекшись знакомством с историей “нового освоения” берегов Влтавы, мы как-то подзадержались в пути.
Участок от Штеховиц до Зтраценки – всего лишь треть дистанции. Это означает, что впереди у нас еще как минимум двухчасовой переход по более сложному рельефу, а на дворе вечереет, и перспектива бродить в сумерках по узкой тропке над обрывами, совсем не радует. Поэтому лучше отложим продолжение нашей прогулки на другой раз (и для следующего рассказа), и тогда уже пройдем по всей туристской трассе, обозначенной на карте зеленой линией, но в обратном направлении, стартовав от поселка Тржебенице у Слапской плотины.
Использованные источники
Святоянские стремнины на старых открытках — Svatojánské proudy na starých pohlednicích
Старая Влтава – интернет-галерея исторических фотографий — STARÁ VLTAVA — internetová galerie historických obrázků
Книга “Между Влтавой и Сазавой” — Mezi Vltavou a Sázavou, глава 7 “Тремпы” (скачать)
Тремпский журнал — Trampský magazín
Интернет-страницы программы “Из истории тремпинга” на радио “Сазава” — Country Expres
Тремпское движение в воспоминаниях — Trampské vzpomínání, trampská trilogie (телефильм 3х частях, 1990 г.)
Святоянские стремнины погребла Штеховицкая плотина — Svatojánské proudy pohřbila Štěchovická přehrada