“Великое переселение” состоялось, мы покинули обжитые места, но, уверен, что еще долго центром притяжения для нас останется Бенешов – небольшой провинциальный город, в котором мы прожили много лет и окрестности которого изъездили вдоль и поперек.
Прошлым летом я уже рассказывал об этой живописной части Среднечешского края. Писал я и о Таборе – интересном своей историей городе, в котором мы бывали чуть ли не каждую неделю. Вторым городком, в который мы часто наведывались в выходные дни, был Влашим (Vlašim) расположенный в 17 километрах юго-восточнее Бенешова. Своеобразным символом города для меня является забавный лев, сторожащий вход во Влашимский замок, фотографии которого я уже показывал в одном из своих рассказов.
О Влашиме и будет мой сегодняшний краткий фоторепортаж.
Влашим – небольшой тихий городок, расположенный среди пологих холмов в 7 км. от прославленной чешской горы Бланик, в которой, согласно легенде, укрываются древние рыцари, готовые под знаменем Святого Вацлава придти на помощь чешскому народу. Гору Бланик окружает заповедная зона, где небольшие деревушки гармонично вписаны в пестрый природный ландшафт.
Такое соседство придает Влашиму налет сказочности. На холме, над старой частью города с уютной площадью, на краю большого парка, расположен Влашимский замок, выстроенный на месте старого готического града с начала XIV столетия.
[источник: erby.wz.cz] |
Первыми владельцами средневекового готического града были представители знатного рыцарского рода Янковцев, именовавших себя “панами с Влашима”, на фамильном гербе которых был изображен двухголовый коршун на серебряном фоне.Самый известный представитель этого рода – Ян Очко (Jan Očko z Vlašimi), советник Карла IV и первый чешский кардинал. При нем обустраивались и украшались внутренние жилые и представительские помещения града.С развитием огнестрельного оружия, в период после гуситских войн, град был окружен укрепленной каменной стеной и внешним земляным валом. |
Из крепостных укреплений сохранилась только единственная округлая крепостная башня.
В XVI столетии укрепленный готический град был перестроен в ренессансный замок с несколькими высокими колокольнями, из которых всего одна, почти без изменений, сохранилась до наших дней. Сам же замок многократно перестраивался согласно меняющейся моде, предпочтениям и достатку сменяющихся друг за другом владельцев.
Время было неспокойное: гуситские войны, вторая пражская дефенестрация, тридцатилетняя война, “чешский период” которой завершился поражением чехов-протестантов от войск католической лиги в сражении на Белой горе, вторжение шведских войск, стихийные восстания населения против принудительной рекатолизации. Протестантский Влашим не раз разорялся и выгорал, замок переходил от одного владельца к другому.
В 1744 года панство приобрели его последние владельцы Ауэршперги (Auersperg) – представители знатного и разветвленного австрийского княжеского рода, которые, наконец, обосновались здесь надолго, до национализации всех их владений в 1945 году.
Ауэршперги в наибольшей степени изменили замок и его окрестности. Замок был окончательно перестроен в стиле классицизм, а в 1775 году, под влиянием зарождающегося романтизма, возле замка на 75 гектарах был разбит один из первых больших природных ландшафтных парков в Чехии.
[Открытка с сайта mesto-vlasim]
Ауэршперги средств не жалели и делали все с размахом: дополнительно к прилегающему к замку парку прикупили обширные земли в низине речки Бла́нице (Blanice) и окружающих ее Домашинских гор, слегка облагородили лесистые склоны, проложили многочисленные извилистые дорожки для пешего променада, высадили деревья вдоль широких аллей. Результатом их стараний стал один из самых больших и, как утверждали современники, красивейших английских парков в Европе.
Особо буйные времена миновали, европейцы в XIX веке потянулись к спокойному отдыху среди природных красот, и Влашимский парк имел сумасшедший успех. Его посещали архитекторы, художники, писатели со всех краев огромной Австро-Венгерской империи, да и остальной Европы. Выдающийся чешский композитор Бедржих Сметана даже написал симфонию, вдохновленный воспоминаниями об этом замечательном месте.
Разнообразный природный ландшафт парка дополняли малые архитектурные формы, навеянные готикой, восточными мотивами, природой – беседки, павильоны, искусственные острова, гроты. Гости парка прогуливались по своеобразному “Диснейленду” того времени, на территории которого находились возвышающийся на высокой 40-метровой скале псевдоготический град, турецкая мечеть, китайский павильон, голландский сад, скальная пещера с костями мамонта, расположенный на острове рыбацкий домик, смотровые террасы с балюстрадами, беседки, мостики, фонтаны, скамейки, парковые скульптуры.
Двухэтажный китайский павильон в форме пагоды сохранился до нашего времени. Сейчас он одиноко стоит посреди большой лесной поляны. Однако ранее в этом месте находился шумный развлекательный ареал, к которому сходились все главные парковые аллеи. Возле павильона была выстроена смотровая башня, поднявшись на которую, посетители по мостику переходили на открытую галерею павильона. Интерьер павильона был обставлен многочисленными китайскими фарфоровыми фигурками, в углах навеса были подвешены стеклянные колокольчики, отзывавшиеся при малейшем дуновении ветра хрустальным звоном.
[Открытка с сайта mesto-vlasim]
Стены павильона украшали восточные орнаменты и фигуры экзотических животных и птиц. Недалеко от китайского павильона находился большой вольер для птиц, бильярдный зал, кафе и музыкальный салон. Между строениями были разбиты цветники, струилась вода в фонтанах, играла музыка, всюду прогуливались нарядные пары, и на все это со шпиля китайского павильона взирал потешный пузатый китайский дракон.
С течением времени Влашимский парк утратил большинство своих достопримечательностей и превратился в обычную необлагороженную лесную посадку, где все же приятно пройтись в солнечный день под старыми высокими деревьями по пустынным дорожкам, проложенным по холмам над протекающей в низине речкой. То́лпы народа здесь можно увидеть только в большие праздники, а один раз в год – на традиционные первомайские гуляния с аттракционами – сюда съезжается, кажется, все 90-тысячное население Бенешовского района.
Но вернемся снова к Влашимскому замку. Ауэршперги, обустраивая свои владения, решили выстроить в углах обширной территории парка монументальные въездные ворота-крепости в псевдоготическом стиле.
До нашего времени сохранились только три строения, из которых наиболее заметные – расположенные рядом с замком Влашимские ворота (Vlašimská brána), находящиеся на пути из старого центра города в замок и парк.
Когда-то внутри ворот жил смотритель, запирающий на ночь парковые ворота. Сейчас в строении находится галерея местных художников.
Над высоким арочным проездом ворот размещены гербы всех тринадцати знатных родов, владевших замком и панством, над которыми доминирует большой герб княжеского рода Ауэршпергов.
Владельцем замка в то время был Карл-Вильгельм Ауэршперг – дворянин, депутат чешского земского сейма, позже – его председатель. В “революционном” 1848 году он стал членом немецкой либеральной партии, выступавшей против эмансипации славянских народов Габсбургской монархии. Но в тоже время он выступал за большее административное самоуправление чешских земель.
Карл Ауэршперг отличался своеобразным чувством юмора, – в центре плетеных готических арочных сводов Влашимских ворот он поместил чугунную плиту с эмблемой, изображающей чешского льва в швабской шляпе. Говорят, что эта инсталляция символизировала карикатуру на порядки, установившиеся в Австро-Венгерской монархии после волнений 1848 года, и намекала на притеснение ненадолго дарованных конституционных свобод укрепившимся на престоле молодым императором Францем-Иосифом.
В удаленных углах парка были выстроены еще две “крепости” – Зносимские (Znosimská brána) и Домашинские (Domašínská brána) ворота.
И, кстати, на каменном портале “Домашинской браны” Ауэршперги поместили еще одну политическую карикатуру, – скачущий в ветвях чешский лев здесь изображен “под колпаком”, а точнее, под франтовским цилиндром.
Немного отвлекаясь от основной темы, скажу, что в последнем строении долгое время располагался наш самый любимый ресторан “Домашинская брана” с внутренним помещением, оформленном в виде замкового зала, темными деревянными перекрытиями, кованными светильниками, старыми гравюрами на стенах.
По узкой лестнице можно было подняться в расположенный в башенке рыцарский зал, стены которого были увешаны оружием, доспехами и деревянными щитами с пестрыми родовыми гербами. Ресторан имел отличный сервис и превосходную кухню с набором блюд с замысловатыми былинными названиями, сдобренными экскурсами в чешскую историю. Но, видимо, вдалеке от столицы содержать ресторан такого класса оказалось невыгодно, и совсем недавно он сменил владельца, а вместе с ним – оформление и меню, превратившись в обычное провинциальное заведение.
А жаль, сюда с удовольствием мы привозили всех приезжающих к нам гостей.
Но вернемся снова к деятельным Ауэршпергам и допускаемыми ими архитектурными вольностями в обхождении с главным персонажем национальной геральдики – двухвостым чешским львом.
Явно неравнодушные к гривастым зверюгам Ауэршперги усадили на каменном ограждении, по бокам от главного входа во Влашимский замок, еще двух, на мой взгляд, самых забавных скульптурных львов во всей Чехии.
Как я не пытался узнать, кого в этот раз пародировали владельцы замка, поместив перед его входом эти явно карикатурные фигуры, это так и осталось для меня неразгаданной тайной. Но однозначно, подобно эрцгерцогу Францу Фердинаду д’Эсте, Ауэршперги не страдали от излишнего снобизма в следовании строгому имперскому стилю, насаждаемому венским двором клонированием столичных Хофбургов и Шернбруннов.
Чего стоит одна улыбочка бровастого льва, разлегшегося на левой стороне замкового ограждения.
Или игривая поза и хитрющая физиономия правого льва, выглядывающего из-за карниза справа от входа, которая вызывает невольную улыбку у каждого посетителя Влашимского замка.
[источник: erby.wz.cz] |
А если говорить серьезно, то авторство этих фигур – не известно, хотя ясно, что работы выполнены двумя разными скульпторами. Интересно, львы были установлены на свое нынешнее место при реконструкции главного входа в замковый двор в 1846 году. Тогда же здесь, рядом с ними, были установлены фигуры двух зубров, опирающихся на центральные колонны ворот, однако зубры были позже демонтированы еще перед 1900 годом. Очевидно, что владельцы хотели оформить главный вход в замок в соответствии с родовой геральдикой – на гербе рода изображены львы и зубры. Возможно, львы не заказывались специально при проведении реконструкции, а Карл Ауэршперг приказал перевезли сюда особо дорогие ему фигуры из других замков, которые находились во владении этого знатного рода. |
* * *
По законам жанра, рассказывая о каком-нибудь городе, нельзя не упомянуть его “знатных уроженцев”. У Влашима с этим – все в порядке: отсюда вышло много заслуженно уважаемых людей, среди которых – священники, писатели, художники, архитекторы и военные.
Но, как часто случается, больше всех “прославил” город один очень интересный персонаж новейшей чешской истории – Гарри Елинек (Harry Jozef Jelínek), скандально известный чешский подводник. Этим чудным словом, производным от “podvod” – обман, в чешском языке называют всех аферистов и проходимцев.
Гарри Елинек (Harry Jozef Jelínek) был мошенник гениальный, владевший, подобно другому великому комбинатору, бесчисленным множеством “сравнительно честных способов отъема денег” у своих состоятельных, но недалеких современников.
Гарри родился в семье Влашимского врача, учился сначала в гимназии в Бенешове, затем – в Праге. Начал изучать медицину, но скоро бросил, поскольку свое истинное призвание нашел в искусстве облапошивания сограждан. В отличие от Остапа Бендера, который жаловался на отсутствие в стране богатых людей, Елинеку с самого начала везло – Прага 20х-30х годов прошлого столетия – золотого периода Первой республики, привлекала богатых предпринимателей, в том числе и с Нового Света. Елинек удачно использовал их интерес к европейскому искусству, с успехом штампуя в своей фирме на Малой Арнаутской Пражской улице подделки картин импрессионистов и выдавая их за недешевые оригиналы Матисса и Сезанна.
Но наиболее нашумевшей его сделкой была продажа американскому промышленнику Чикелсу самого знаменитого чешского замка Карлштейн. Заморочив голову кастеляну замка историей о съемке фильма, наняв артистов пражского театра, Гарри устроил для наивного американского миллионера, желавшего прикупить недвижимость в Европе, богатый прием в “родовом замке барона Елинека” и убедил его заключить “исключительно выгодную” сделку.
Получив 30 000 американских долларов в качестве задатка для оформления сделки, Елинек, от греха подальше, смылся с Праги в дальний угол бывшей империи – солнечную Далмацию. Но через очень короткое время на набережной Сплита он неожиданно снова повстречал путешествующего и по-прежнему ничего не подозревающего Чикелса. Гарри и в этот раз не растерялся и, развивая свой успех, удачно продал американцу за 10 000 долларов еще и шикарную яхту, которая ему, естественно, тоже не принадлежала.
Елинеку приписывают также еще одну виртуозную комбинацию по продаже за 9 000 долларов другому американскому миллионеру Пражской трамвайной линии №1.
Сложно сказать, произошли ли эти события на самом деле, но точно установлено, что удачливый аферист Гарри Елинек, уроженец Влашима, – личность реальная. Хотя… уж больно невероятными кажутся все “подвиги”, ему приписываемые. Сразу вспоминаются другие “реальные” чешские герои – неунывающий солдат Йозеф Швейк или “самый великий чех всех времен”, “универсальный чешский гений” Яра Цимерман :).
* * *
На этом наша виртуальная прогулка по Влашиму заканчивается. Напослед – немного полезной информации.
Гости города могут посетить расположенный в замке музей Подбланицка с экспозицией, посвященной истории города и замка, Влашимскому парку, а также другим окрестным замковым парковым ансамблям, природе заповедной зоны Бланик.
В музее также выставляется интересная экспозиция, знакомящая с историей развития огнестрельного оружия, с уникальной коллекцией оружия всемирно известной оружейной фирмы Sellier & Bellot, завод которой находится во Влашиме.
В замке часто проводятся вечерние концерты, на которые приезжают выступать известные исполнители из Праги и других городов Чехии.
В городе имеется общественная обсерватория, построенная в 50х годах на средства, собранные горожанами, оборудованная большим рефрактором Zeiss 225x и несколькими меньшими телескопами. Здесь можно заказать ночную экскурсию для наблюдения звездного неба.
С 1945 года в городе работает аэроклуб с летной школой, с расположенного рядом с городом аэродромного поля взлетают легкие самолеты с планерами. Кстати, на сайте аэроклуба можно посмотреть фотографии замка, города и окрестностей с воздуха.
* * *
Карта и GPS координаты замка
Бесплатная парковка у ограждения парка рядом с Влашимскими воротами:
49°42’24.53″N 14°53’46.95″E
как всегда очень интересно и познавательно. спасибо Вам! 😉
Какие чУдные и чуднЫе львы! 🙂
Спасибо за рассказ!
Спасибо. Нужно как-нибудь будет написать и о других замках в окрестностях Бенешова — Jemniště, Český Šternberk. Есть много удачных фото.
Влашим
Когда то давно, благодаря автору я посетил эти чудесные места, безмерно ему благодарен за сказочные прогулки. А фоторепортаж и статья погрузили меня в мир приятных воспоминаний. С нетерпением буду ждать статьи о Jemniště, Český Šternberk.
Re: Влашим
Спасибо. Рад, что мои репортажи нравятся. По мере сил и наличия свободного времени буду продолжать писать.
No title
User referenced to your post from No title saying: […] Европы. Вот очередная статья о маленьком чешском городе Влашим, очень рекомендую. Читать статью… […]
Интересное совпадение. Сегодня зашел в свой банк, и прямо на входе увидел толстую пачку вот таких рекламных листовок:
Очень забавный документ. Пишется, что контора продает больше всех объектов недвижимости "в мире"(!), является одним из наибольших агентств по продаже недвижимости в Чехии с 1500 сотрудниками, при этом листовка написана корявым языком с небрежным форматированием и расстановкой знаков пунктуации и пробелов 🙂 Ну да ладно.
Но главный аргумент — на картинке: "Мы готовы продать и Карлштейн"(!). Чеху не знать истории с продажей Карлштейна, это все равно что нашему соотечественнику не знать, кто такой Остап Бендер… Наверное, на это и рассчитано — мол, мы продадим и снег эскимосам.