Страшок в трех частях с историческими отступлениями и позитивным эпилогом
Часть первая — историческая
Он подошел ближе и хрипло прошептал:
« — У меня есть там внизу, в склепе, пара черепов. Посмотрите на них. Идемте же, посмотрите черепа. Вы молодой человек, вы путешествуете и должны доставить себе удовольствие. Пойдемте, посмотрите черепа. »
Джером Клапка Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки.
« Призрак бродит по Европе… »
Cами знаете откуда.
Табор. Нет другого города в Чехии, история которого была бы так наполнена великими и страшными деяниями предков, переносящими нас в далекие годы смутного времени. Времени, когда вознесшееся к небу пламя костра, зажженного в 1415 году инквизицией в далеком Констанце, у пологих берегов широкого Рейна, сорвало с земли тысячи чешских крестьян, заставило их покинуть свои жилища, чтобы последовать за мятежными проповедниками, призывающих создать на земле “общество равных”, о котором мечтал непокорный еретик Ян Гус.
Тысячи людей тогда сошлись на вершине высокого холма, чтобы основать там “святой город”, в котором можно было бы жить новой верой, не подчиняясь ненавистным церковным законам.
Они превратили этот город в неприступную крепость, способную противостоять полчищам рыцарей, снаряжаемых в Крестовые походы германским королем Сигизмундом, чтобы утопить в крови поднятую гуситами Богемию – родину своего отца, Карла IV. Отсюда отряды таборитов, закаленные в боях с немецкими, венгерскими и польскими рыцарями, полтора десятилетия совершали дерзкие набеги, безжалостно опустошая и повергая в трепет соседние земли скованной страхом Европы.
Табор хранит тайны тех далеких лет, когда суровый гетман, “страшный слепец” Ян Жижка мертвой хваткой перехватил власть, оброненную слабым чешским королем Вацлавом, возглавил гуситское войско и своей железной волей вел его с победами немыслимо долгие четыре года через два Крестовых похода и братоубийственные распри гражданской войны.
В Таборе неотделимо настоящее и былое, явное и вымышленное, реальное и потустороннее.
В поздний вечерний час, когда по крутым склонам холма к городским стенам медленно поднимается и перетекает в узкие извилистые улицы белесый туман, в воздухе возникают и сменяются, как дрожащие кадры старого черно-белого “синематографа”, неясные картинки прошлого. Кажется, будто в разреженное пространство реальности проникают призрачные видения сумрачного мира, которые долгие века были заперты в неприступных подземельях.
Средневековые подземелья, словно гигантская грибница, тянутся километрами узких ходов под старым городом, упираясь в каменные завалы и прочные, окованные железом двери подвалов, не открывавшихся уже сотни лет. Только малая часть этих подземных ходов доступна.
На углу старого дома, за спиной застывшего в камне сурового Жижки, в тени почерневших от времени каменных стен готического костела Преображения Господня, открылся музей призраков. Неприметная с виду дверь в стене открывает проход, который крутой каменной лестницей через узкий туннель выводит в разветвленные подземные коридоры.
Оглянемся еще раз на солнечный осенний день, чтобы, набравшись мужества, спуститься в сумрачный мир призраков.
Часть вторая — приключенческая
« В глубокой нише, из которой тянуло ледяным смрадом, кто-то застонал и загремел цепями. “Вы это прекратите, — строго сказал я. — Что ещё за мистика! Как не стыдно!..” В нише затихли. »
Стругацкие. Понедельник начинается в субботу
Поздней осенью в Табор наведывается мало туристов, поэтому в этот день в подземелье никого не было. Очертания стен и полукруглых сводов медленно проявлялись из абсолютной тьмы по мере того как глаза привыкали к темноте после яркого солнечного света.
Каждый шаг отражался гулким эхом от высоких каменных сводов, покрытых черными пятнами плесени. Неровные стены коридоров изгибались на моем пути, открывая новые ответвления сужающихся проходов, уводящих все глубже и глубже под землю.
Городские подземелья возникли под городом еще при гуситах, построивших первые дома на этом месте. Просторные подвалы, соединенные узкими лазами, позволяли в случае штурма города укрыться в них и уйти от преследователей. Однако крестоносцы, осаждавшие Табор во время Первого крестового похода, были наголову разбиты гарнизоном города и подоспевшим с Праги Жижкой, и никогда не смогли проникнуть в него.
Подземные ходы разрастались и столетия после окончания гуситский войн. Горожане использовали глубокие подвалы под своими домами для хранения запасов продуктов. Здесь они спасались от голодных толп, громивших дома в неурожайные годы, от набегов разбойников, наведывавшихся в город по ночам во времена раздоров и слабой власти, а позже — от шведских войск, добывших город в новой, разрушительной для Чехии, тридцатилетней войне.
Жители города укрывались в подземельях и в чумные годы, когда на городских площадях пылали костры, а по стенам мертвых улиц, с наглухо забитыми окнами, скользили длинные тени, отбрасываемые в свете факелов зловещими силуэтами в масках с длинными острыми клювами, закутанными в черные плащи, с крюками для мертвецов в руках. Горожане верили, что страшную болезнь приносит ветер, надувающий из далеких Восточных стран, не ведая того, что бубонной чумой заражаются от укусов блох, живущих на черных крысах, которые тысячами копошились в темных углах подземелий.
Умерших от чумы и голода хоронили, замуровывая в подземных кельях. Неизвестно, какие призраки обитают с тех пор в глухих нишах за толстой каменной кладкой и в глубине заваленных камнями проходов…
В последующих веках этими коридорами не раз бродили кладоискатели, отыскивающие несметные сокровища, которые гуситы якобы привезли из своих военных походов. Согласно легенде, самые ценные из этих трофеев гуситские гетманы складывали в потайной комнате, место которой впоследствии было утеряно. И может, до сих пор хранятся бесценные золотые сокровища где-нибудь в дальнем тупике подземелья и ждут своего открывателя, чтобы излить на него сконденсированную в веках негативную энергию алчности и зла.
Фотографируя, я незаметно опустился вглубь подвалов. Солнечный круг от входного туннеля затерялся в отдалении гулких сводов. Дорогу мне освещали трепещущие огоньки свечей, намечавших путь тусклым мерцающим пунктиром.
В глубине открытых келий, за арчатыми проемами, полутьма сгущалась в плотный непроницаемый мрак, заставляя бродить, словно в тумане параллельного сумрачного мира, лишь каким-то шестым чувством улавливая слабые дуновения от скользящих в темноте прозрачных теней, беспрепятственно проникающих сквозь толстые стены.
Эти бестелесные тени заставляют мурашки бежать по коже, так, что неожиданный музейный спецэффект, предназначенный для того, чтобы напугать скучающих посетителей, наоборот, только разряжает до предела натянутые нервы и возвращает в мир реальности.
Не только чума и опасность заставляла жителей Табора скрываться под землей. Горожане спасались от страшных пожаров, часто случавшихся в расположенном на вершине холма и открытом всем ветрам городе.
Пожары в Таборе были ужасны. В бушующем огне плавились толстые железные ворота и раскалялись докрасна готические перекрытия нижних этажей. Дома проваливались в подвалы, выдавливая в коридоры подземелий огненную лавину, сметавшую все живое на своем пути.
В глубине подземных этажей становится жарко, с глубоким дыханием со рта вырывается пар. Туманное облако вспыхивает на миг в тусклом освещении, и тут же бесследно тает. Я прилаживаюсь со штативом, чтобы заснять наряженный под фигуру Cмерти манекен, поставленный здесь для устрашения толстокожих туристов, отчаянно добравшихся в эту удаленную часть подземных лабиринтов.
Но что такое?! Четкая зловещая фигура в черном плаще почти полностью растворяется, стоит только взглянуть на нее в видоискатель камеры…
— Что за черт!
Протираю запотевшее стекло объектива…
Приседаю, чтобы поднять оброненный платок. Медленно понимаюсь, и в этот момент раздается жуткий скрежет за спиной, и огромная рука, процарапав когтями по куртке, тяжело ложится на мое плечо. Мощные звуки органа заглушает дьявольский хохот.
… Все! С меня достаточно всех этих жутких бутафорских эффектов! Так и поседеть ненароком можно…
Осторожно огибаю напугавшую меня каменную балку, выступающую из стены когтистыми зазубринами неровного края, и направляюсь к выходу, торопливо минуя призраков, затаившихся в открытых проемах стен.
Не оглядываясь, прохожу мимо мигающих изумрудными огнями боковых ответвлений, из которых доносятся протяжные зовущие голоса.
Прохожу мимо наглухо закрытых дверей с большими ржавыми замками в серебристых коконах паутины. Кто знает, какие еще черные тайны хранят подземелья за этими дверями?
Во времена несчастий и раздоров, год за годом терзавших средневековую Европу, легко верилось, что причины всех бед людских – в происках колдунов и чернокнижников, наводивших порчу своими чарами и заклинаниями.
Может, и правда, где-то в темных закрытых комнатах все еще варится в чанах сатанинское зелье по тайным рецептам, – из сушеных змей, тарантулов и крыльев летучих мышей, чтобы рассеивать по Земле нескончаемые беды и болезни.
Но вот уже вдали виден бледный круг дневного света, проникающего под землю через узкий входной туннель.
У самого выхода деревянная планка закрывает вход в нижние подземные этажи. Посетителей туда не пускают, — там еще не разобраны все завалы, не выметен мышиный помет, не собраны и не вынесены побелевшие от времени кости.
Наверное, и сами хозяева не решаются спускаться в эти погруженные во тьму дальние катакомбы, находящиеся во власти дремлющих в них темных сил.
Часть третья – оптимистическая
« — А вы сами-то верите в привидения? — спросил лектора один из слушателей.
— Конечно, нет, — ответил лектор и медленно растаял в воздухе. »
Стругацкие, Понедельник начинается в субботу
На поверхности догорает необычно теплый осенний день. Ветер шелестит редкими высохшими, но еще не облетевшими листьями исполинских каштанов, которые тянут свои узловатые, покрученные временем ветви, чтобы заглянуть сквозь узкие прорези окон в таинственный полумрак костела.
Проникающие внутрь сквозь витражное стекло лучи заходящего солнца проецируют на готических стенах бегущие цветные узоры, словно медленно вращая тубу гигантского калейдоскопа.
Холодную синеву прозрачного неба пронзают стрелы реактивных самолетов. На уступах стен устроились голуби, завороженно наблюдающие за водой, струящейся во все стороны из языческих ликов фонтана.
Шумно играют дети. Из соседней пивной доносится гам десятков голосов, заглушающий негромкие звуки популярной мелодии.
Вот только каменный Жижка, с обострившимися в вечерних лучах тяжелыми чертами лица, кажется еще более суровым и беспощадным, напоминая об ужасах смутного времени и порожденных ими призраках средневековых подземелий Табора.
Его тяжелый пристальный взгляд заставляет напрячься, и уже кажется, что в сплетении ветвей и впрямь конденсируются и проявляются неясные смутные тени. Но впрочем, это – просто игра переутомленного воображения…
Клево написано, страхи такие там у вас в подземелиях! А Гифка меня аж испугала — думала — ого, фантазия разыгралась)))
Подземелье…
Жутко здорово!
Re: Подземелье…
Страшно рад 🙂
Ммм, со спецэффектами 🙂
Вот если бы еще звук записать…
отличный рассказ и фотографии 😉 у Вас классное чувство юмора!
Спасибо. Как раз в этом рассказе я себя сдерживал, как мог 🙂
Вот почитайте лучший рассказ: Венеция муранская и буранская
с удовольствием -)
atikjm
Написано славно, спасибо автору.
Re: atikjm
Пожалуйста. Заходите и с собой приводите 🙂
Очень умело создано мрачное, гнетущее настроение, даже в «оптимистической» части. Я бы, наверное, умерла в подземельях от страха :). Как всегда, написано просто здорово!
Алина.
Алина, спасибо!
Славный репортаж! Спасибо )) Вдохновился посетить!
Спасибо. После этого репортажа сразу же нужно читать следующий рассказ — чтобы настроение не испортилось.
Работа музея весной 2011 г. + рекомендации
Поскольку получаю личные сообщения с вопросами относительно времени работы музея и о том, что еще можно посмотреть рядом, дам здесь немного информации:
В эту субботу (12 марта) мы были в Таборе, как раз проходили мимо музея и видели хозяев. Они сказали, что музей сегодня открывается первый раз в этом сезоне.
Они немного расширили экспозицию на нижние ходы (в моем рассказе упоминается об этой части музея, тогда еще закрытой).
Специально уточнил часы работы музея:
— в марте открыто в субботу, воскресенье с 13 до 17,
— начиная с апреля открыто каждый день с 10 до 17, кроме понедельника.
И еще уточнение: в этом году (2011) музей ремесел будет в марте, увы, закрыт в связи с обновлением экспозиции. Откроется только с 1 апреля. Можно попробовать договориться на месте, возможно, вас пустят, или же заранее созвониться по телефону +420 777 264 551. Подземелье открыто и в марте тоже (в суб. и вск.).
Имейте ввиду, что музей ремесел — маленький, всего одна комната, кое-кто жаловался, что "мой рассказ лучше, чем оригинал" 🙂
Еще раз предупреждаю, что в подземелье лучше НЕ идти сразу с впечатлительными детьми, там жутковато, дети могут испугаться. Сначала спуститесь туда сами — оцените, как это воспримет это ваш ребенок.
В подземелье горят настоящие свечи, воспроизводятся разные звуки (шорохи, рычание, хруст), тревожная музыка, тени и прочее, мрачновато. Видел, как дети пугались чудищ.
В статье не все описано так, как есть на самом деле. В экспозиции много разных натуралистических сцен — окровавленные головы, кишки и проч. Можете просмотреть все фото в альбоме здесь: Picasa Web Albums — Shaf и решить заранее — стоит ли идти, не перепугается ли ребенок.
C другой стороны, недавно коллега, прочитав мою статью о музее ремесел, ездил в Табор. Музей «страшидел» там рядом, соседняя дверь, но он в него идти не собирался (по моему совету). Но шестилетняя дочка его сама туда потянула и, что интересно, осталась страшно довольна. Так что это — индивидуально, кто насколько восприимчив. Кому-то просто любопытно, в кто-то очень пугается, а потом ночью будет бояться сам остаться.
Одевайте при входе каски, кое где низкие потолки и торчат каменные блоки.
Если хотите снимать — берите штатив, иначе там темно, а со вспышкой теряется весь эффект.
После музея рекомендую зайти в кафе на площади, кажется, «U slunce», оно расположено в 100 метрах от музея в угловом доме на входе на площадь со стороны центра города (старая арочная дверь), если стоять у памятника Жижки спиной к нему — то идти в направлении вперед-влево. Нижний зал кафе (садится нужно именно там) расположен в старом доме с готическими сводами. У них неплохие пирожные и, в целом, неплохое кофе.
В 10 метрах от музея — вход на лестницу, по которой можно подняться на колокольню костела, оттуда отличный вид на город и окрестности:
Стоит зайти и в сам костел.
Если у вас будет время и будет солнечный день — можно обойти старый город по периметру, вдоль городских стен, это займет 20-30 минут.
Пообедать можно в ресторане "U dvou koček" (У двух кошек), это в 20-30 метрах от музея в небольшой улочке — спросите, вам покажут.
Все рекомендации даю на свой вкус, кому-то может понравиться, кому-то нет.
Извините за дилетантский вопрос — что за подземелья и как их найти, хотя бы в интернете? 🙂
Спасибо! Жаль, что закрылся музей ремесел, я бы сходила 🙁